Если теплым вечером пятницы вы выйдете в барный район Москвы, Рима или Парижа, вы рискуете встретить множество модных парней и девушек в возрасте до 18 до 25. На ногах примерно половины из них будет пара кроссовок Nike Air Max 95. Мы покопались в истории и узнали, как появилась модель, остающаяся в топе сникерхедов уже больше двадцати лет.

1990 год, Орегон. Индустриальный дизайнер Серджио Лозано ищет работу и случайно находит вакансию в компании Nike. Он не хочет там работать, но идет на собеседование, чтобы набраться опыта общения с работодателями. После второго интервью Серджио предлагают приступить к работе, и он внезапно соглашается. Лозано решает создать несколько кроссовок для портфолио и уйти спустя пару лет, но надолго задерживается в компании.

Дизайнер успешно пробуется в разных отделах, и в 1995 ему предлагают заняться новой моделью Air Max. В эпоху популярности баскетбола Nike начинает развивать бег, бренду нужен свежий взгляд на свой продукт. Никогда не работавший с беговыми кроссовками Лозано сменяет профессионала Тинкера Хэтфилда, который до него занимался линейкой. Тинкер просит, чтобы за обновленным дизайном стояла история.

В Орегоне начинается пора дождей. Серджио наблюдает за тем, как вода размывает землю за окном офиса Nike, и находит в этом источник вдохновения. В основу первых эскизов ложится идея эрозии почвы: кроссовки обретают структурно обтекаемую форму. 

Лозано определяется с внешним видом новых Air Max и начинает детально думать над дизайном и материалами. Размышляя о первоначальных набросках как о скелете, он развивает тему анатомии и находит в потенциальных Air Max 95 параллели с человеческим телом. Появляется новая история: амортизирующая подошва, по задумке, символизирует позвоночник, боковые детали должны напоминать мышечные волокна, шнуровка — это рёбра, а сетка — имитация дышащей кожи. 

Серджио презентует свою концепцию команде. Она находит множество противников: стейкхолдеров в первую очередь смущали отсутствие логотипа, плохо продающаяся серая расцветка и не используемая ранее темная подошва с полупрозрачной вставкой. Дизайнер утверждает, что бренд Nike достаточно узнаваем, чтобы выпускать продукты без огромных лого. Цветовое решение он объясняет практичностью: бегунам приходится бегать и в дождь, и в слякоть, после первых пяти миль кроссовки выглядят убитыми, и отказ от традиционной белой подошвы и ярких паттернов призван решить эту проблему. Команда расходится во мнениях.

Проходит время повторной презентации. Из-за своей неопытности и радикальности Лозано чувствует давление со стороны руководства и коллег. Несмотря на это, он продолжает отстаивать свой проект. Для утверждения требуется еще несколько встреч. Серджио идет на небольшие уступки, добавляет маленькое лого на заднюю часть кроссовка, но сохраняет силуэт, расцветку и оригинальную концепцию новых Air Max. 

После сотни итераций Nike выпускает новую модель по цене 140 долларов за пару. Несмотря на сравнительную дороговизну, кроссовки находят отклик в сферах профессионального и любительского спорта; более того, они принимаются последователями хип-хоп культуры и начинают котироваться даже в воровской среде. Nike Air Max 95 официально меняют представление о дизайне кроссовок и взрывают рынок. Серджио Лозано получает предложение на разработку следующих моделей.

2017 год, Москва. Кроссовки, разработанные более двадцати лет назад, не теряют популярности — и продаются в The Athlete's Foot.