Паша Кас родился в Казахстане и отучился на архитектора, но взяв в руки баллончик с краской, понял, что современное искусство ему куда интереснее. Своими работами Кас пытается обратить внимание чиновников и равнодушных прохожих на проблемы, которые замалчиваются и не решаются. 
 
Герой казахстанского Esquire, чьи работы можно найти в Москве, Петербурге, Астане и других городах России, уже успел выступить с лекцией в питерском Музее уличного искусства: Кас рассуждал, может ли художник зарабатывать своим искусством и этично ли это. Его работы называют провокационными, самого художника нередко сравнивают с самим Бэнкси, а власти Казахстана не раз выражали свое недовольство его творчеством. Мы выбрали три самые известные работы Паши Каса и кратко рассказали о них.

Год культуры

2014 год в Казахстане был объявлен годом культуры — чиновники выделили средства на проведение концертов и фестивалей в течение года. Каса возмутило, что искусством управляют чиновники, совершенно в нем не разбирающиеся. Крупные суммы приходятся на зарубежных гастролеров в то время как независимые художники лишены какой-либо поддержки со стороны государства.

Тогда Паша Кас развесил трусы преред зданием акимата: «Символизм этой работы в том, что наши художники снимают последние рубахи и трусы, чтобы у нас было искусство. А я вешаю эти трусы перед носом у чиновников, чтобы они не думали, что все будет шоколадно и «шито-крыто». 

Всем пох

Казахстан занимает рекордное место по количеству самоубийств, и эта работа буквально кричит о смертельной статистике. К рекламному биллборду со страшными цифрами подвешен манекен, имтирующий висельника, а надпись на биллборде отражает положение дел и отношение к проблеме, о которой никто не говорит. 

Работа вызвала широкий общественный резонанс: хоть с места преступления и пришлось убегать, а висельника сняли через несколько часов, фотографии акции широко разошлись в прессе. Акцию обсудили и в Союзе художников Казахстана: Каса критиковали за пессимистичное видение, мол, художник должен нести красоту и добро, а не кричать об острых проблемах.

Семипалатинский ядерный полигон. Манифест

 

Новая работа художника эксплуатирует и так достачно растиражированный, но оттого не менее эффектный «Крик» Эдварда Мунка. Рисунок выполнен на территории «опытного поля П-1» Семипалатинского ядерного полигона, где Советский союз проводил первые испытания ядерных и водородных бомб. В здании на фотографии располагались регистрационно-измерительная аппаратура и подопытные животные, на которых тестировали влияние радиации и ударной волны.

Это работа об экологических проблемах в целом и захоронении ядерных отходов в частности. «Казахстан в 21 веке превращается в свалку ядерных отходов. Государство продолжает экспериментировать над людьми. Это — молчание. Ужас. Отчаяние. Преступление», — говорится в ролике-манифесте. Выглядит действительно устрашающе.