JR — уличный художник из Парижа. В 15 лет он впервые увлекся граффити, но уже тогда его интересовали не баллончики с краской, а то, как художник может использовать город — как галерею. Как это часто бывает, дело решил случай: JR нашел дешевый фотоаппарат в парижском метро и начал снимать.

В 2005 по Парижу прокатилась первая волна протестов: двое подростков североафриканского происхождения пытались скрыться от полиции, спрятавшись в трансформаторной будке, и погибли от удара током. Реакцией на их смерть стали массовые беспорядки, погромы и поджоги: арабские эмигранты в северных районах города выступили против французских властей. Тогда JR развесил фотографии бунтарей из парижских трущоб в фешенебельных районах Парижа, чтобы показать, что в эмигрантских районах живут такие же люди, а их образы нередко искажены и очернены СМИ.

Потом были Палестина, Кения, Бразилия, Тунис, Индия — всего более 100 городов, и даже в горячих точках JR рассказывал людям о силе бумаги и клея и объяснял, зачем нужно искусство. Ниже — лучшие моменты из его выступления.

img_2089.jpg

О том, как расклеить фотографии врагов в зоне конфликта и выжить

«В 2007 году в СМИ постоянно говорили о конфликте между Палестиной и Израилем. Мы с моим другом Марко решили поехать туда, чтобы увидеть, кто же на самом деле эти палестинцы и израильтяне, так ли уж они различны? Мы приехали, начали разговаривать с людьми на улице и поняли, что реальность несколько отличается от того, что нам говорят СМИ. Тогда мы решили сделать фотопортреты палестинцев и израильтян одной профессии: водитель такси, юрист и повар. Они все согласились, чтобы их фотографии были размещены рядом друг с другом. Я решил расклеить фотографии в 8 израильских и палестинских городах, а также по обеим сторонам разделительной стены.

28_millimetres_-_women_are_heroes_action_dans_la_favela_morro_da_providencia_maria_de_fatima_day_view_rio_de_janeiro_bresil_2008.jpg

Когда мы начали обклеивать палестинскую сторону, то приехали туда с нашими лестницами, но они оказались недостаточно длинными. И тут один палестинец говорит нам: «Спокойно, некогда ждать, сейчас что-нибудь придумаем». Он пошёл в Базилику Рождества Христова и принёс оттуда старую лестницу, такую ветхую, что она, наверное, еще рождение Христа видела. Так я открыл самую большую нелегальную выставку в мире. Мы назвали этот проект Face2Face».

img_2216.jpg

О том, как заставить журналистов писать о проблемах бразильских фавел:

«Мы походили вокруг и встретили женщину, которой я показал свою книгу. Она сказала мне: «Знаешь что? Мы жаждем культуры. Нам нужна культура». И я начал с детей. Просто сфотографировал их и приклеил фотографии на следующий день. Через день все они были оторваны. Ничего страшного: я просто хотел дать им почувствовать, что искусство принадлежит им.

28_millimetres_-_women_are_heroes_action_in_kibera_slum_general_view_kenya_2009.jpg

Интересно было то, что СМИ никак не могли попасть туда. Они были вынуждены снимать с огромной высоты с вертолёта, при этом с очень хорошим объективом, чтобы показать по телевизору, как мы расклеиваем фотографии. Ещё они объявили номер, по которому просили позвонить очевидцев того, что происходило в Провиденсии. Мы же просто сделали проект и уехали, чтобы в СМИ ничего не узнали. Но как же тогда вы можете узнать о проекте? Репортёры вынуждены были поехать туда, найти этих женщин и попросить их всё объяснить. Так создаётся мост между СМИ и неизвестными женщинами».

6-ok_1.jpg

О том, как сделать искусство полезным:

«Кибера в Кении — одна из самых огромных трущоб Африки. Вы, вероятно, слышали о волне восстаний, прокатившихся там после выборов в 2008. Тогда мы наклеили фотографии на крыши домов, но не бумажные (бумага пропускает воду, и дождь проникает в дом), а виниловые. Так искусство становится полезным. Люди сохранили их.

28_millimetres_-_women_are_heroes_eye_in_jaipur_holi_fest._inde_2009_1_3.jpg

Я был там несколько месяцев назад — фотографии ещё целы, но часть глаза исчезла. Я спросил у местных, что же случилось, в ответ услышал: «А, да просто этот парень переехал». Когда крыши были заклеены, одна женщина сказала в шутку: «Теперь Бог может видеть меня». Теперь, когда смотришь на Киберу, она смотрит на тебя в ответ».

О том, как сделать невидимую выставку и не нарушить ни одного закона

«Сперва скажу, что в каждую новую страну мы ехали не через турагентство; мы приезжали как отряд десантников и пытались расклеивать фотографии на стенах. В некоторых странах это запрещено, а в Индии это было просто невозможно: по культурным причинам и так же по закону — нас бы просто арестовали при первой же попытке что-то наклеить. Поэтому мы решили расклеить просто белую бумагу. Только представьте себе, белые парни расклеивают белую бумагу. Люди подходили и спрашивали нас: «Эй, а что это вы тут делаете?». «Мы делаем искусство!» — «Искусство?». Конечно, они были сбиты с толку.

В Индии столько пыли на улицах, а чем больше пыли в воздухе, тем лучше изображение на белой бумаге, на клейкой её части, как на обратной стороне стикера. Чем больше пыли, тем четче изображение. Так что мы просто гуляли по улице в следующие дни, и фотографии проявлялись сами. В тот раз нас не поймали».